КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРАЛЬСКОГО КАЗАЧЬЕГО ФОЛЬКЛОРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Музыкальный руководитель

МАДОУ «ЦРР-детский сад №15»

Трубакова Е.Г.

 

КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРАЛЬСКОГО КАЗАЧЬЕГО ФОЛЬКЛОРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

 

Златоуст многонациональный и многоконфессиональный город. Казачество – одна из многих граней проживающих здесь людей, не самая многочисленная, но очень яркая и самобытная.

Заниматься казачеством я начала 10 лет назад. Постепенно накапливая материал, собирая по крупицам опыт, я увидела, что это благодатный источник, что дети живо откликаются на казачьи сказки, песни, танцы, игры. Мальчики, которые обреченно шли танцевать вальс и польку, несутся в сотый раз разучивать казачьи пляски, с удовольствием исполняют песни, рисуют на темы казачьих сказок, лепят из глины, прибивают подковы, разучивают роли…

Что же их так заинтересовало? Во- первых: патриотическая героика и удаль, отраженная в казачьем фольклоре. Патриотизм, который мы утратили в 90 –е, вновь востребован в обществе, и дети чувствуют это наиболее ярко. Дети инстинктивно тянутся к традиционным ценностям, отраженным в фольклоре казачества наиболее остро: любовь к Родине, православие и семья.

Эти ценности позволяют детям быть более защищенными в современном обществе разрозненности и эгоизма.

Постепенно накопленный опыт сложился в авторскую план-программу по комплексному изучению казачьего фольклора «КАЗАЧОК», основанную на календарно-обрядовом принципе.

Проживая целый год в рамках тематических праздников, интегрированных занятиях, посещая музеи казачества, встречаясь с казаками, которые являются нашими родителями, представителями духовенства, посещая концерты казачьего ансамбля «Колечко», в котором участвуют старшие братья наших воспитанников, выступая на городских фестивалях, дети погружаются в тему, пропускают ее через себя.

Календарный принцип программы логичен. Осенью мы проводим праздники: Казачья ярмарка, Фекла- заревница, Покров. Зимой: Никола зимний, Рождество, Масленица, военный праздник с участие пап -23 февраля. Весной: Пасха, 9 мая с шествием бессмертного полка, Никола вешний.

Потребность детей в актерстве, лицедействе находит свое выражение в инсценировании казачьих сказок и былей: «Живая вода», «Корзина Марфуши», «Подкова на счастье», «Иванко-крылатко». В них дети постигают азы народной педагогики, учатся нравственности.

Свои накопленные навыки и знания дети реализуют на любимых ими комплексных занятиях, где в интеграции взаимодополняют друг друга пение, танцы, изодеятельность, трудовая деятельность, драматические постановки, игра. Вызвали интерес у детей такие занятия, как: «Конь – лучший друг казака», « Вся казачья станица мастерством своим гордится», «Казаки – храбрые ребята».

         Свое уже накопленное мастерство дети выносят на суд зрителей и участвуют в городских и всероссийских фестивалях: так завоеван Кубок Всероссийского фестиваля «Евразия Шанс», стали неоднократными победителями городского фестиваля «Музыкальный серпантин». Наших казачков приглашают на все торжественные городские праздничные мероприятия: «День города» в ДК «Булат», День машиностроителя в ДК «Победы», торжественный концерт 8 марта в ДК «Булат», 9 мая в ДК «Металлург». Аплодисменты зрителей, их доброжелательная поддержка маленьких артистов поднимает самооценку детей, снимает комплексы и неуверенность.

Завершается цикл традиционных праздников казачьей Пасхой – праздником праздников и торжеством из торжеств. Праздник проходил во взаимодействии и интеграции различных видов деятельности: музыкальной, театральной, танцевальной, игровой, художественно-прикладной.   Здесь дети показали свои знания, умения и навыки на городском методическом объединении и снискали восторженные аплодисменты гостей, которые получили в подарок изготовленные здесь же на празднике пасхальные сувениры.